Большинство историков согласны с тем, что древнекитайское рыбоводство
возникло очень давно, во всяком случае, еще до начала нашей эры. Вопрос
этот интересен еще и потому, что настоящая аквариумистика, т. е.
разведение декоративных красивых рыбок, зародилась именно в Китае в
далекие от наших дней древние и средние века. Понятно, что искусство
разведения золотой рыбки, этого первожителя декоративного бассейна, в
Поднебесной империи появилось не на пустом месте. Ему предшествовала
длительная эпоха развития хозяйственного рыбоводства, в ходе которой
древние китайцы постепенно научились выращивать и разводить рыбу как
товар, продукт питания для многочисленного во все времена населения
страны. Нас в этом разделе будут интересовать две даты — начало
рыбоводства1 хозяйственного и рыбоводства декоративного. Древние
китайцы, очевидно, очень давно осознали, какую роль для их существования
играет благополучие обитающих в водоемах рыбных стад. Видимо, еще в
языческий период в народе возникло поверье, что человека, поймавшего
рыбу — самку со зрелой икрой и не отпустившего ее обратно в воду,
неминуемо ждет «кара небесная». Позднее, уже с распространением
буддизма, в Китае существовал обычай — если кто-то отпустит рыбу из
садка (либо птицу из клетки), ему это зачтется в будущей жизни. Так или
иначе, подобные поверья и обычаи содействовали сохранению условий
воспроизводства рыбных популяций. А уже с XIV в. принимаются и
специальные рыбоохранные законы. Императоры династии Мин (XIV— XVII вв.)
запрещали рыбакам вылавливать самок рыб со зрелой икрой. При
последующей и, кстати, последней императорской династии — Цин (XVII—XX
вв.) — лов рыбы был запрещен в местах нерестилищ, где выставлялась
специальная охрана. О роли рыбы в экономике Древнего Китая много
говорить не приходится. Жители этой страны, сконцентрированные в
бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ, выращивали рис — основной продукт питания —
на землях, орошаемых водой этих рек. Здесь же добывали рыбу. Она
издревле служила в Китае символом достатка и изобилия. Самое начало
рыбоводства в Китае, возможно, было связано как раз с рисовыми полями:
вместе с водой для орошения в чеки из рек попадали рыбы, которых легко
было оттуда извлечь. Вначале случайно, а потом, может быть, намеренно,
рыба запускалась на посевы риса, покрытые речной водой. И поныне во
многих странах, включая Китай, Японию, Италию и нашу страну,
возделывание риса часто увязано с одновременным выращиванием в
полузатопленных (на 15—30 см глубины) полях карпа и других рыб. С
рисовых полей древнекитайские рыбоводы, вероятно, переключились на
прудовое рыборазведение. Когда это произошло, точно неизвестно. Но вот
цитата из книги «Великие оды»:
Когда властитель в своем саду,
Прыгают рыбы в дивном пруду.
Книга «Великие оды» входит в
поэтический свод под общим названием «Книга песен», датируемый XI—VII
вв. до н. э. Значит, уже тогда существовало декоративное рыборазведение? Углубляясь
в источники столь древних эпох, нам порой трудно отличить, где речь
идет о выращивании столовой рыбы, а где — об аквариумной. Поэтому наш
дальнейший рассказ будет содержать сведения одновременно об обеих формах
рыбоводства. В V в. до н. э. в провинции Цзянсу некий Фан Ли,
по-видимому, всерьез занялся разведением карпов. Опыт был успешным, и
Фан Ли написал в 473 г. до н. э. книгу под названием «Разведение рыб».
Это, как утверждают ученые, был первый в истории известный нам
документ-руководство по рыбоводству. Почти через 100 лет в Китае было
написано еще одно подобное руководство. Созданное в 375 г. до н. э., оно
содержало инструкции, как следует разводить карпов в пруду, причем до
шести разных видов одновременно. О развитии карпового рыбоводства в
Древнем Китае говорит такой факт. Однажды к власти пришел новый
император, имя которого случайно повторяло слово «карп». Видимо, рыба
карп в те времена уже была широко известна и доступна простому народу,
поскольку властитель не пожелал, чтобы имя его произносилось на рынках и
в хижинах всуе. Запретить разговоры с намеками о своей персоне,
вероятно, было трудно, поэтому император избрал более «простой» путь:
специальным указом он запретил разведение карпа по всей стране... В
начале нашей эры в Китае, по-видимому, уже существовали разнообразные
формы рыбоводства. Так, писатель Tao Юаньмин в 406 г. н. э. пишет в
одном из своих произведений о тоске по дому, используя для сравнения
образ рыбы в запруде, которая «не забудет родного ручья». Прудовые
хозяйства в эту эпоху становятся, по-видимому, уже неотъемлемой частью
пейзажей и ландшафтов. Они постоянно попадают в поле зрения поэтов и
художников, порождая в их душе всевозможные образы и ассоциации.
Начинается воспевание прудов в стихах, песнях и т. д. Многие
произведения древнекитайских поэтов периода примерно с IV по XIII
столетие н. э. содержали именно такие восторженные лирические или
грустно-меланхолические упоминания о прудах. Однако не столько из-за
эстетических соображений, сколько из хозяйственно-экономической
необходимости прудовое рыбоводство на протяжении многих последующих
столетий продолжало развиваться. До наших дней дошло весьма ценное
свидетельство французского миссионера в Китае Г. Дюгальда,
опубликованное им в 1735 г. Оказывается, уже в средние века китайцы
устанавливали на реке Янцзы заграждения, около которых скапливалось
много оплодотворенной икры. Местные жители вычерпывали ее вместе с водой
и разливали по небольшим глиняным сосудам. Сосуды эти далее шли в
продажу — их покупали заезжие купцы и развозили на судах по реке в самые
дальние провинции страны. Прибыв на место, содержимое сосудов выливали в
пруды и с нетерпением ждали, какая рыба из икры выклюнется и вырастет. В
другом случае икра помещалась в рисовые чеки, где были, как мы уже
знаем, прекрасные условия для выращивания рыб. Таким образом, на
протяжении тысяч лет на рисовых полях, в каналах, прудах, речных
запрудах шла неустанная работа по разведению и выращиванию рыб,
необходимых для хозяйственного употребления в качестве продукта питания.
Отметим, что в наши дни это занятие получило еще большее развитие,
однако рассказ о нем вышел бы за рамки темы данного повествования. Особого
разговора заслуживает история разведения золотой рыбки — по-видимому,
первого объекта настоящего декоративного рыбоводства. Древнекитайские
легенды по-разному объясняют происхождение этих рыбок. Согласно одной из
них цзиюй — золотые рыбки — это ожившие в воде слезы прекрасной девушки
Tao, покинутой своим возлюбленным. По другой легенде цзиюй — дочери
небесного царя, превращенные им за непослушание в маленьких рыбок и
бежавшие с небес на землю. По третьей — золотые рыбки были детьми Океана
и некогда обитали где-то в его недрах, а в бурю оказались заброшенными в
озера и пруды. С тех пор, задолго до нашей эры, они и населяют эти
водоемы. По преданию, золотые рыбки были обнаружены там лишь
приблизительно в X в. н. э. в водоемах Южного Китая. Их красоту оценили,
начали подкармливать и ввели запрет на вылов этих рыбок из прудов. В те
же времена императорские чиновники уже разводили в своих прудах золотых
рыбок — это были красно-оранжевые и золотистые караси. Попадались они и
в реках. В одной из книг, датируемой тысячным годом н. э., говорится о
поимке этих рыб в речках недалеко от города Ханчжоу. По другим
сведениям, золотые рыбки содержались тогда же и в помещениях храмов. К
концу XII в. золотые рыбки становятся постоянными жителями
императорских дворцов. Здесь их разводят в бассейнах и прудах дворцовых
садов. Любителем разведения этих рыбок был правивший в те годы император
Чао-коу. Подражая ему, занялись аквариумистикой и многие представители
высшей знати. На золотых рыбок, сообщают древние источники, пришла
настоящая мода. Продолжалась она, надо полагать, и в период
завоевания Китая монголами. Посетивший в конце XIII в. Китай знаменитый
путешественник Марко Поло рассказывает в своей «Книге о разнообразии
мира» о рыборазведении в этот период. В столице страны Ханбалыке (так
завоеватели-монголы называли Пекин) правил великий хан Хубилай. Он
распорядился запустить множество рыб в большое озеро, расположенное в
северо-западном углу города. Водилась там рыба столовая и декоративная.
Озеро соединялось с рекой, выход в которую рыбам преграждали
металлические сети. Монгольское иго было сброшено в Китае в 1368 г., а
уже в следующем, 1369, году новый император распорядился начать
изготовление больших фарфоровых чанов специально для содержания
декоративных рыб и растений. Эти чаны во дворцах знати и чиновников были
настоящими, хотя и непрозрачными аквариумами. На протяжении
последующих 200 лет они, эти «чаны для золотых рыбок, украшенные парой
драконов летящих в облаках», служили в средневековом Китае в качестве
домашних аквариумов, приспособленных исключительно для разведения и
содержания золотых рыбок. Император Ки Цинь, правивший в 1522—1566 гг.,
велел изготовить 300 таких чанов специально для придворной
«аквариумистики». В императорском дворце, предполагают, были и золотые
чаны-аквариумы. Они якобы стояли вдоль главной лестницы в виде
сверкающих ваз с водой, в которой плескались золотые рыбки... Так это
или нет, доказать невозможно, однако современные китайские ученые
считают, что недорогие чаны-аквариумы с рыбками заводили рядовые
граждане империи, а знать, включая императора, в XVI в. предпочитала
заниматься разведением рыбок в роскошных и дорогих прудах. В
следующем, XVII, столетии золотые рыбки, как, впрочем, и упомянутые
фарфоровые чаны, стали «экспортироваться» из Китая в Европу. Заканчивая
рассказ о разведении золотых рыбок в Китае, подчеркнем, что и сегодня
это искусство не забыто там. Например, в городе Лючжоу в одном из парков
есть большой пруд, в котором и поныне разводят золотых рыбок, как и
сотни лет назад. Существуют, разумеется, и современные
специализированные рыбоводные хозяйства, разводящие многих аквариумных
рыб, прежде всего традиционных золотых рыбок. Одно из таких хозяйств,
производящее вуалехвостов, находится в пекинском парке Пей-хай
кунг-юань. И конечно же, только любовью китайцев к золотой рыбке можно
объяснить тот факт, что даже одна из улиц современной столицы страны
названа в ее честь — переулок Золотой Рыбки... Вот мы уже и
«нащупали» начало современной аквариумистики, ибо ясно, что золотые
рыбки в Китае содержались и разводились исключительно для красоты.